1. Четкость и честность
Честность - это основа отношений с сотрудниками. Понятна конфиденциальность, коммерческая тайна и прочие вещи, которые не могут быть выпущены в публичный доступ, но людям важно честно сообщать, что происходит, соблюдая ту степень открытости, которая возможна. Я бы рекомендовала обойтись без нелепых вводных («у меня для вас пренеприятнейшее известие»), без лишних и неуместных шуток (хотя юмор, безусловно, даже в таких ситуациях допустим), без скучных презентаций, из которых никто ничего не понял, без попыток списать эти решения на кого-то другого (“я бы никогда, но вот генеральный сказал”…).Четко обозначьте, что происходит, честно скажите, как это влияет на сотрудника и опишите алгоритм дальнейших действий. Не пытайтесь с помощью каких-то витиеватостей речи смягчить правду. Важно, чтобы вас правильно поняли, а не гадали потом в кулуарах, что вы на самом деле пытались сказать.
Не стесняйтесь делиться своими чувствами - сотрудникам важно видеть, что перед ними не только руководитель, но и живой человек, который переживает происходящее и что-то при этом испытывает.
Увольняя людей, с которыми мне было тяжело расставаться, потому что они были подобраны и “выращены” мной, я честно говорила о своих сожалениях, о том, что стало причиной нашего расставания, и о том, что для меня это очень тяжелый день, полный сомнений.
2. Благодарность
Выражайте благодарность, уважение, признание. Дайте людям понять, что они важны и ценны, вне зависимости от происходящих сейчас событий. Расскажите, что видите и оцениваете их заслуги. При этом сами направляйте эту беседу/собрание/выступление, не давайте увести себя в агрессию, оправдания или чужой сценарий.3. Поддержка
Предложите поддержку, которую реально сможете оказать людям. Если вы увольняете человека, то, возможно, уместно будет дать дополнительную рекомендацию, предложить варианты иной занятости, если это возможно. Если вы сокращаете зарплату и/или рабочее время, то может быть у вас получится предложить дополнительные меры нематериальной мотивации: личные консультации у вас, менторинг, какие-то программы развития и поддержки. Четко рассчитывайте свои силы и возможности - чем из этого вы реально можете помочь, чтобы это не оставалось просто словами.Чтобы разговор прошел максимально эффективно, я рекомендую следующее
1. Подготовка
Вы должны быть готовы и к разговору (что будете говорить, предлагать, на чем акцентировать внимание), и к реакции ваших сотрудников (какие вопросы они могут задать, что попросить, во что этот разговор вообще может вылиться). Продумайте, проговорите заранее с собой, зафиксируйте основные моменты.Я за то, чтобы сообщать плохие новости лично. В зависимости от масштаба новости это может быть и личный разговор один на один, и общая встреча подразделения, и более корпоративное мероприятие. Очень важно, чтобы во время подготовки, вы максимально четко для себя обозначили цели этой встречи, желаемый результат и критерии его достижения. Это задаст настрой и фокус и позволит вам держаться выбранного направления.
В своей ситуации я выбрала разговор сначала один на один и потом общую встречу для всего подразделения, чтобы обсудить появившиеся вопросы и вместе и поддержать команду, которой предстояло пережить эти изменения. Готовиться к этой встрече мне помогал наш корпоративный коуч, который и поддерживал меня во время этих встреч.