Блог Fefilova

Почему мы не делаем: понятность

Иногда (часто) мы не делаем что-то, потому что не знаем, с чего именно начать.
Та же задача “ответить на письмо” иногда это не просто написать “да” или “нет”, а провести полноценный анализ, назначить какие-то встречи, подготовить презентацию и т.д. И пока мы четко не представляем, что будет первым действием, мы к нему и не приступаем. Плюс страхи, которые лежат за этой прокрастинацией: страх белого листа, страх не справиться и т.д.

Что делать?

1. Главное здесь - найти первое действие, которое потянет весь клубок за собой, и именно его ставить в план на день/неделю. Если возвращаться с примером про письмо, то если вас в нем просят подготовить какой-то проект, то у вас как минимум появляется несколько разноуровневых задач (это просто пример - в зависимости от конкретного проекта - это будут свои задачи):

- ответить адресату, что взяли задачу в работу и сможете оценить, сколько времени займет в течение (указать время)
- подготовить план работы над проектом
- собрать информацию
- отправить уточняющее письмо по срокам
- сделать анализ
- подготовить расчеты
- оформить презентацию
- отправить презентацию

Итого - максимальная декомпозиция на маленькие шаги (в пределах 20-30 минут, а иногда и меньше), чтобы сдвинуть это снежный ком с места.

2. Чтобы успешно выполнять пункт №1, важно научиться разделять задачи и проекты/проблемы. Задача - это то, что вы можете сделать (именно сделать) за 20-30 минут, то, что умеете делать и/или делали, то, у чего есть понятное вам однозначное решение/результат. Проект/проблема - это то, у чего нет однозначного/понятного решения, то, что нужно спланировать/продумать/декомпозировать, найти варианты - и только потом сделать. Сделать сайт - это не задача, это проект. Подготовить план развития чего-нибудь - не задача, а проект. Даже презентация - тоже проект. Поэтому если вы себе напишите в план дня - подготовить план развития в новом регионе, скорее всего, вы долго будете переписывать ее изо дня в день, пока петух не клюнет, то есть дедлайн сверху не упадет. И тогда в момент поступления вы оцениваете, что это такое - задача или проект - и действуете в соответствии с этим: ставите в план или приступаете к декомпозиции.

3. Полезная штука, чтобы возвращать себя в понимание того, что именно вы делаете (когда вы разобрались с пунктами 1 и 2) - это делать стикеры “Я делаю (уточнить, что именно) и клеить его себе на монитор в момент выполнения задачи. Это и про фокус, и про понятность, и про первый шаг.

4. Чтобы справиться со страхом “белого листа” и раскачаться для первого шага помогает писательский прием - остановиться на полуслове/полудействии. Чтобы когда вы вернетесь к нему, вы легко могли войти в процесс, понимая, что именно будете сейчас делать.

Как думаете, что произойдет, если добавить понятности в ваши прокрастинируемые цели/задачи?

Made on
Tilda